Николай Подчасов: Болгария готовится к президентским выборам

Межпартийные войны начинают уступать место вопросам общенационального значения

В ноябре этого года в Болгарии должны состояться выборы президента. Хотя сам по себе пост президента страны связан скорее с представительскими функциями, нежели с реальными властными полномочиями, тем не менее, значение этих выборов нельзя недооценивать. Они должны выявить соотношение политических сил, показать готовность партий к согласованным действиям или напротив наличие непреодолимых разногласий. Победитель в этой схватке получит трибуну, выступление с которой будут учитывать все участники политической жизни внутри страны и зарубежные партнеры.

Если попытаться одной фразой описать положение сил в болгарском парламенте, то это выглядит примерно так: у правящей партии (ГЕРБ) депутатских мест больше, чем у двух крупнейших оппозиционных партий вместе, а остальные места делят между собой еще пять мелких фракций и беспартийные депутаты. Остается только добавить, что мелкие партии конкурируют между собой и смотрят на правящую партию как на арбитра. Это делает ГЕРБ безальтернативным гегемоном политической системы.

Тем более внимательно следует отнестись к заявлению премьер-министра и лидера ГЕРБ Б.Борисова, что в случае поражения на президентских выборах правительство уйдет в отставку и потребует досрочных парламентских выборов. Неизвестно, собирается ли он сдержать обещание, или просто настраивает общественное мнение в свою пользу, но это говорит о значении, которое правящая партия-гегемон придает предстоящим выборам.

О том же говорит и отсутствие до сих пор кандидата от ГЕРБ, хотя до выборов остается меньше трех месяцев. Правящая партия похоже специально тянет время, чтобы дать возможность соперникам раскрыть свои карты, и уж затем, в зависимости от обстановки, выдвинуть ту или иную кандидатуру. Большинство аналитиков сходится на том, что у ГЕРБ есть уникальный ресурс в виде самого Борисова, у которого больше шансов на победу, чем у кого бы то ни было из действующих политиков. Однако для этого Борисову придется оставить и премьерский пост, и лидерство в партии. Неизвестно, готов ли Борисов рисковать такими ресурсами ради победы на президентских выборах.

Между тем, подготовка к выборам дала толчок центростремительным движениям оппозиционных партий. Первые признаки оживления стали заметны в мае 2016 года, когда в крупнейшей из них (БСП – Болгарской социалистической партии) сменился председатель. Возглавившая партию К.Нинова провела внутрипартийный референдум, на котором дала возможность рядовым членам высказаться по вопросам сотрудничества с другими представителями оппозиции. Результат оказался положительным: большинство членов партии высказались за сотрудничество.

Наиболее перспективный партнер социалистов – партия АБВ (Альтернатива – болгарское возрождение) – сделала несколько ответных шагов на встречу БСП. В мае 2016 года, после смены руководства соцпартии, АБВ вышла из правящей коалиции, устранив тем самым главное препятствие к взаимодействию.

В течение июля-августа были предприняты шаги по выяснению возможностей для совместного выступления на выборах. Контактная группа, созданная для решения этого вопроса, остановилась на кандидатуре генерала Р.Радева, на тот момент – командующего ВВС Болгарии. И 17 августа 2016 г. Национальный совет БСП большинством голосов одобрил фигуру генерала в качестве кандидата партии на пост президента. На следующий день генерал был выбран кандидатом и от АБВ. Следующим шагом должно стать коалиционное соглашение между партиями, о чем заявил лидер АБВ Г.Пырванов. Однако о каком взаимодействии идет речь и о чем удастся договориться, пока можно только догадываться.

Итак, на предвыборной площадке появился кандидат от двух партий, которого большинство экспертов оценивают как исключительно сильного. Бывший глава авиации почти не известен широкой публике; с собой в компанию он принес только генеральский чин, исключительно высокие отзывы от двух парламентских партий и сам факт того, что политические лидеры этих партий оказались готовы объединиться вокруг его кандидатуры.

Заметим, что Радев – не единственный политик, который вышел на болгарскую политическую сцену под именем «Генерала». В свое время это звание стало восприниматься как второе имя самого популярного болгарского политика последних лет – Б.Борисова. Появление второго «генерала» в политической жизни Болгарии является однозначным вызовом Борисову, который, между прочим, получил свои генеральские погоны уже на посту главного секретаря МВД, тогда как до этого являлся всего лишь отставным майором пожарной службы.

Генеральское звание сыграло большую роль в формировании имиджа Борисова как жесткого управленца, государственника, «сильной руки». Теперь появление «настоящего» генерала бьет по его позициям, и неслучайно поэтому, что известие о выборе Радева кандидатом вызвало с его стороны столь болезненную реакцию: Борисов обвинил Радева в нечестности, а БСП – в том, что не может найти достойной кандидатуры среди своих членов. Очевидно, бороться с Радевым Борисову будет сложнее, чем с любым из представителей партийной политической элиты.

Для партий, выдвинувших генерала в качестве кандидата, этот выбор говорит о выходе из затянувшейся самоизоляции и начале серьезной конкуренции с правящей партией. Выступая перед Национальным советом БСП, генерал Радев отказался отвечать на вопрос о том, «правый» он или «левый», сказав вместо этого: «я – болгарин». Для кандидата в президенты это был умный ход, так как тем самым генерал создал предпосылки для контактов и со сторонниками «патриотов» (Патриотический фронт, «Атака»). Однако характерно, что ответ генерала был одобрительно встречен представителями социалистов, которые еще недавно упрямо ставили во главу угла свою «левую идентичность». Это может означать, что в болгарском политическом пространстве межпартийные идеологические войны начинают постепенно уступать место вопросам общенационального значения.

Обе партии, выдвинувшие генерала Радева, не отрицая стратегического выбора Болгарии в пользу ЕС и НАТО, выступают за укрепление отношений с Россией и отмену антироссийских санкций. В этом же духе высказался и сам генерал, выступая перед представителями БСП и АБВ. Так, он назвал одной из главных причин своей отставки несогласие с правительством по вопросам отношений с Россией. Свое видение внешнеполитических задач генерал Радев представил как поиск баланса. «Мы являемся членами НАТО и ЕС, но ни в коем случае не должны создавать себе врагов, а особенно в лице такого энергетического колосса, такой растущей экономики, не говоря уже о той военной мощи, которые представляет собой Россия». Это – достаточно честное заявление: в сложившейся на данный момент ситуации более определенно выраженные симпатии к России можно было бы трактовать только как попытку сделать пиар на русофильских настроениях населения, но никак не серьезную программу действий. Болгария вот уже 12 лет состоит в НАТО, и ждать пророссийской риторики от кандидата в президенты было бы странно. Самое большее, чего Россия ждет от болгарских политиков на данном этапе – это защиты собственно болгарских интересов, на основании которых только и возможно взаимодействие между нашими странами. В этом контексте история с объединением двух парламентских сил вокруг фигуры генерала Радева и его выступления перед национальными советами этих партий позволяют надеяться, что начинающаяся президентская кампания сконцентрирует внимание болгарской политической элиты на государственных интересах, заставит выйти на свет наиболее острые проблемы стратегического характера и даст возможность нащупать первые подступы к их решению.

источник:http://riss.ru/analitycs/33214/

источник: http://www.rusbg.com/bolgaria/nikolay-podchasov-bolgariya-gotovitsya-k-prezidentskim-viboram.html